Культурный капитал и общественные отношения
Опубликован выпуск 1 (Том 15, 2024) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Методология в российской социологии

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Чирикова А. Е.
Власть в малых российских городах: управленческие проблемы и мотивация акторов

В данной статье представлен анализ российской муниципальной власти на примере малых российских городов
подробнее...

01.04.2024 г.– 2024. Том 15. № 1
25.12.2023 г.– 2023. Том 14. № 4
30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
Все номера:
2024 (Том 15)  |  1  
2023 (Том 14)  |  4   3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Культурный капитал и общественные отношения

Научная статья

Мантерыс А. . , проф.,
Институт политических исследований ПАН, Варшава, Польша
amanterys@isppan.waw.pl
DOI: 10.19181/vis.2019.30.3.586
Культурный капитал и общественные отношения
// Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 3. С. 33-43

Дата поступления статьи: 14.06.2019
Скачиваний статьи: 304
Рубрика: Сетевизация общества: социально-политический ракурс

Ссылка для цитирования:
Мантерыс А. . Культурный капитал и общественные отношения // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 3. C. 33-43.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.30.3.586

For citation:
Cultural capital and public relations. Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 3. P. 33-43
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.30.3.586


Аннотация

Статья посвящена проблемам соотнесения системы ценностей и человеческой деятельности. Автор подходит к анализу вопроса в категориях культурного капитала. Рассмотрению подлежит ключевая составляющая общественного порядка, понимаемого как «складывание отношений высшего и низшего порядков», как вектор ориентации на себя, на своё окружение в социальной группе или сети. В работе сделана попытка определить, из чего состоит культурный капитал в смысле привилегированных и легитимизированных культурных практик. Предполагается, что культура общих ценностей самоценна, если имеет возможность реализоваться в пределах разных типов отношений. Это позволяет предугадывать тренды перемен в межличностных отношениях, обобщив результаты и проведя сравнительный анализ. Подчёркивается, что этот анализ имеет смысл, если проводится в категориях культурного капитала. В этой связи особая роль отводится культурной компетентности. Ценность представляет способность и/или навыки оперировать на практике и в определённых обстоятельствах достижениями культуры в целях конвертирования их в другие типы капитала в дальнейшем. Отмечается, что понимание культурного капитала, его изменений важно для анализа реальных практик, отражающих процессы динамики «достижения, одобрения или отвержения, репродукции или трансформации». Автор подтверждает вывод, к которому пришли известные в этой области знаний западные исследователи, что существует определённая закономерность: либо в обществе формируются особые каналы движения классовых культур с непроницаемыми границами и особыми, относительно автономными стандартами предназначений (вкуса), либо происходит размывание классовых различий. Это не может не повлиять на снижение роли культурного капитала, а значит, на принадлежность к элите. Выдвигается гипотеза о необходимости определения места личности в социальных сетях, принадлежности её к числу тех, кого принято считать представителями «эксклюзивных культур». В противном случае близость к таким сетям означает «низшую культурную компетентность» и слабость позиций в общественной иерархии.

Ключевые слова

социальные сети, социальное окружение, межличностные отношения, культурный капитал, культурная компетентность, эксклюзивный культурный выбор

Список литературы

Bennett T. 2006. Postscript: Cultural Capital and Inequality. Refining the Police Calculus // Cultural Trends. № 15 (2/3). Р. 7–14.

Bourdieu P. 1984. Distinction: A sociol critique of the judgement of taste. Cambridge, MA: Harvard University Pressю. 640 p.

Bourdieu P. 1986. The forms of capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education / Ed. by John E. Richardson. N. Y.: Greenwood Press. P. 241–258.

Bourdieu P., Passeron C. 1990. Reproduction in education, society and culture. London: Sage Publications. P. 50–51.

Hechter M. 2004. From class to culture // American Journal of Sociology. № 110 (2). P. 400–445.

Lareau A. 1988. Cultural capital: Allusions, gaps and glissandos in recent theoretical developments // Sociological Theory. № 6 (2). P. 153–168.

Lamont M. 2012. How has Bourdieu been good to think with? The case of the United States // Sociological Forum. № 27 (1). P. 228–237.

Lareau A., Weininger E. 2003. Cultural capital in educational research: A critical assessment // Theory and Society. № 32 (5/6). P. 567–606.

Veblen T. 1918. The theory of the leissure class: An economic study of institutions. N. Y.: B. W. Huebsch. 339 p.


Содержание номера № 30. 2019