Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
В данной статье представлен анализ проблем, возникающих в связи с определением перспектив социологии высшего образования в контексте особенностей современного этапа развития и кризисных процессов в самом социологическом знании
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
Статья представляет собой обзор, в котором дана оценка текущего состояния российской системы среднего профессионального образования (СПО) и уровня его готовности обучать специалистов, востребованных в инновационной экономике. В отличие от системы высшего профессионального образования СПО в последнее десятилетие оказалось не только вне приоритетов государства, но и в определённой мере «пострадало» от усиленного внимания федеральных властей к университетам, получившим специальные статусы – федеральных, исследовательских, опорных. Ограниченные финансовые ресурсы были перераспределены в пользу высших учебных заведений, что повлекло за собой снижение удельных расходов на подготовку кадров в системе СПО, и ухудшение материальной базы. Это наиболее болезненно сказалось на технических колледжах, готовящих специалистов новых, перспективных профессий. В данной ситуации связь с работодателями становится одним из ключевых факторов, однако кооперация учреждений СПО с предприятиями и компаниями находилась в кризисном состоянии ввиду общего падения целого ряда производств в постсоветский период. Исследование базируется на анализе официальных статистических данных, материалах социологических опросов, а также экспертных мнениях. В статье последовательно анализируется текущее состояние системы СПО, оценивается уровень подготовки преподавателей, мотивации студентов к получению среднего образования и наиболее популярные профессии, уделяется специальное внимание корпоративному образованию как аналогу СПО в форме дополнительного профессионального образования. В заключении рассматриваются возможные направления развития системы СПО для её лучшей адаптации к потребностям инновационной экономики. Предлагается три возможных направления, которые могут способствовать росту качества обучения в системе СПО в условиях имеющихся финансовых ограничений и проблем, связанных с качеством человеческих ресурсов. Это расширение кооперации с вузами, перенос части образовательных программ на базу организаций-работодателей, и проведение обучения и повышения квалификации кадров путём участия в независимых программах формата WorldSkills и иных инициативах.
среднее профессиональное образование, инновационная экономика, технологии, преподавание, навыки, Россия
Абанкина И. В., Дудырев Ф. Ф., Фрумин И. Д., Шабалин А. И. 2017. Эволюция финансирования системы СПО: на пути к частно-государственному партнерству / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ. 28 c.
Беляков С. А., Клячко Т. Л., Полушкина Е. А. 2018. Среднее профессиональное образование. Состояние и перспективы. М.: ИД Дело РАНХиГС. 48 с.
Бондаренко Н. В. 2017. Ключевые аспекты деятельности профессиональных образовательных организаций в контексте мониторинга системы СПО. Презентация на XI Международном конгрессе-выставке «Global Education – Образование без границ – 2017». URL: https://issek.hse.ru/data/2018/01/11/1160590145/Natalia_Bondarenko_Global_Education_2017.pdf [Дата посещения: 11.10.2018].
Дежина И. Г., Ключарев Г. А. 2018. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. № 9. C. 40–48. DOI: 10.31857/S013216250001957-5
Ключарев Г. А., Пахомова Е. И., Трофимова И. Н. 2007. Молодежь группы риска. М., ЦСПиМ, ИС РАН. 288 с.
Шугаль Н. Б. 2017. Массовый и высокотехнологичный сектора в среднем профессиональном образовании: сравнительный анализ (мониторинг экономики образования). Презентация на XI Международном конгрессе-выставке «Global Education – Образование без границ – 2017». URL: https://issek.hse.ru/data/2018/01/11/1160590192/Nikolay_%20Schugal_Global_Education_2017.pdf [Дата посещения: 11.10.2018].
Bolli T., Caves K., Renold U., Buergi J. 2018. Beyond employer engagement: measuring education-employment linkage in vocational education and training programmes. Journal of Vocational Education & Training. DOI: 10.1080/13636820.208.1451911
Goncz A. The new professional and vocational education. Dimensions of Adult Learning: Adult Education and Training in a Global Era. Ed. G. Foley. Maidenhead, England, Open University Press, 2004. P. 19–34.
Hanushek E.A., Piopiunik M., Wiederhold S. (2018). The Value of Smarter Teachers: International Evidence on Teacher Cognitive Skills and Student Performance. Journal of Human Resources (forthcoming). http://hanushek.stanford.edu/publications/value-smarter-teachers-international-evidence-teacher-cognitive-skills-and-student [date of visit 13.10.2018].
Morgan J., Trofimova I., Kliucharev G. New popular education in Russia. Routledge, 2018. 188 p.
Neubert J., Lans L., Mustafic M., Greiff S., Ederer P. Complex Problem-Solving in a Changing World: Bridging Domain-Specific and Transversal Competence Demands in Vocational Education. Competence-based Vocational and Professional Education / Mulder, Martin, Cham: Springer International Publishing (Technical and Vocational Education and Training: Issues, Concerns and Prospects ). Springer International Publishing, 2016. P. 953–969. DOI: 10.1007/978-3-319-41713-4_44