Об эффективности непрерывного образования в наукоёмких производствах
 Опубликован выпуск 3 (Том 14, 2023) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Феномен казачества в современной России

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Сусименко Е. В., Литвиненко Е. Ю., Иванченко О. С.
Ценностные ориентиры молодых казаков (на примере Казачьей сотни ЮРГПУ (НПИ))

Статья посвящена исследованию духовно-нравственных ценностей, культурно-бытовых и семейных традиций молодёжи, вступающей в период обучения в вузе в казачьи объединения
подробнее...

30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
31.03.2023 г.– 2023. Том 14. № 1
30.12.2022 г.– 2022. Том 13. № 4
Все номера:
2023 (Том 14)  |  3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Об эффективности непрерывного образования в наукоёмких производствах


Ключарев Г. А., д.филос.н., проф., главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Kliucharev@mail.ru
Шереги Ф. Э. к.филос.н. директор Центра социального прогнозирования и маркетинга, f-sheregi@inbox.ru
Чурсина А. В. , специалист по учебно-методической работе, Институт социологии ФНИСЦ РАН, anna.chiursina@gmail.com
Об эффективности непрерывного образования в наукоёмких производствах
// Вестник Института социологии. 2016. № 19. С. 75-93


Скачиваний статьи: 618
Рубрика: Тема номера: Социология образования: современные реалии

Ссылка для цитирования:
Ключарев Г. А., Шереги Ф. Э., Чурсина А. В. Об эффективности непрерывного образования в наукоёмких производствах // Вестник Института социологии. 2016. № 19. C. 75-93.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.430

For citation:
Kliucharev G. A.., , Chursina A. V.. On the Effectiveness of Continuous Education in High-Tech Industrial Enterprises. Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 4. P. 75-93
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.430


Аннотация

Непрерывное образование в виде подготовки кадров, повышения квалификации, обучения на рабочем месте, информирования и консультирования, самообразования, создания креативных сред для инновационного творчества и некоторых других видов учебной деятельности является основным способом производства человеческого капитала в условиях появления и развития наукоёмкой деятельности. В данной статье рассматривается тезис о том, что понятие «непрерывное образование» следует рассматривать с разных точек зрения, таких как юридическая, экономическая. Затрагивается вопрос о взаимосвязи образования и профессиональной деятельности. Отмечается, что образовательное поведение сотрудников является одним из факторов развития производства. Особое внимание уделяется аспекту непрерывного образования в исследованиях крупных и средних наукоёмких предприятий. В статье анализируются данные исследования, проведённого в наукоёмких предприятиях, которое охватывало сотрудников, прошедших курсы повышения квалификации и неучаствовавших в них, а также управленческое звено этих предприятий. Рассматривается влияние прохождения курсов повышения квалификации, в том числе и корпоративных, на уровень удовлетворённости сотрудников наукоёмкого производства своей работой и на формирование качеств, которые необходимы им для выполнения своих обязанностей. Изучалось, насколько прохождение курсов повышения квалификации влияет на заработную плату работника (действительную и желаемую). Отдельно изучалось мнение руководителей таких компаний относительно качеств, которые необходимы для выполнения функций управления. Отмечается, что существуют четыре группы компетенций, которые необходимы для успешного участия в инновационной работе. Показано, что дополнительное образование обусловливает развитие интеллектуалоёмких производств посредством формирования технологических компетенций у сотрудников. Делается вывод, что распространённый в мировой практике критерий эффективности обучения на производстве – рост заработной платы обучающихся сотрудников – не столь надёжен из-за практики «серых» зарплат. Описываются особенности выбора работодателем ведомственного или корпоративного дополнительного образования. Рассматриваются три уровня анализа эффективности инвестиций в дополнительное профессиональное образование.

Ключевые слова

непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, эффективность образования, наукоёмкие производства, воспроизводство научных и инженерных кадров, повышение квалификации и переподготовка

Список литературы

Архипов А. И., Шацкая И. В. 2012. Профессиональные кадры для модернизации экономики: образовательный аспект. М., ИЭ РАН. 211 с.

Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утверждённая Постановлением № 295 от 15 апреля 2014 г. // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/доку- менты/4720 [Дата посещения: 23.10.2016].

Ключарев Г. А., Пахомова Е. И. 2007. Корпоративное образование: новая альтернатива государственным программам в сфере профессионального образования // Вопросы образова- ния. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korporativnoe- obrazovanie-novaya-alternativa-gosudarstvennym-programmam-v- sfere-professionalnogo-obrazovaniya [Дата посещения: 23.10.2016].

Печенкин А. Е. Отдел обучения как бизнес подраз- деление компании // Myshared. URL: www.myshared.ru/ slide/677881 [Дата посещения: 23.10.2016].

Федеральный Закон от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://минобрна- уки.рф/документы/2974 [Дата посещения: 23.10.2016].

Шацкая И. В. 2014. Система профессионального образо- вания как источник кадрового обеспечения модернизационных преобразований российской экономики. М., Спутник +. 136 с.

Arvanitis Spyros, Loukis Euripidis. 2015. Employee education, information and communication technologies, workplace organization and traide // Industrial and Corporate Change. Oxford Journals. № 24 (6). Р. 1417-1442.

Battisi Giuliana, Corradini Carlo, Demirel Pelin. 2016. Serial innovations in the UK: does size matter? // Industrial and Corporate Change. Vol. 25. № 1. P. 23-47.

Daunfeldt Sven-Olov, Elert Niklas, Dan Johansson. 2016. Are high-growth firms overrepresented in high-tech industries? // Industrialand Corporate Change. Vol. 25. № 1. P. 1-21.

ISCED Fields of Education and Training Paris, UNESCO Institute for Statistics, 2013. P. 13. // Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: http://www.uis.unesco.org/Education/ Documents/isced-fields-of-education-training-2013.pdf [Дата посещения: 23.10.2016].

Pakes A., Ericson R. 1998. Empirical Implications of alternative models of firms dynamics // Journal of Economic Theory. № 79. P. 1-45.


Содержание номера № 19. 2016