Ссузы глазами выпускников: работа vs продолжение образования
 Опубликован выпуск 3 (Том 14, 2023) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Феномен казачества в современной России

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Сусименко Е. В., Литвиненко Е. Ю., Иванченко О. С.
Ценностные ориентиры молодых казаков (на примере казачьей сотни ЮРГПУ (НПИ))

Статья посвящена исследованию духовно-нравственных ценностей, культурно-бытовых и семейных традиций молодёжи, вступающей в период обучения в вузе в казачьи объединения
подробнее...

30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
31.03.2023 г.– 2023. Том 14. № 1
30.12.2022 г.– 2022. Том 13. № 4
Все номера:
2023 (Том 14)  |  3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Ссузы глазами выпускников: работа vs продолжение образования

Научная статья

Гаспаришвили А. Т., к.филос.н., доц., старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, gasparishvili@yandex.ru
ORCID ID=0000-0003-2832-4122
Ссузы глазами выпускников: работа vs продолжение образования
// Вестник Института социологии. 2016. № 19. С. 53-74


Скачиваний статьи: 151
Рубрика: Тема номера: Социология образования: современные реалии

Ссылка для цитирования:
Гаспаришвили А. Т. Ссузы глазами выпускников: работа vs продолжение образования // Вестник Института социологии. 2016. № 19. C. 53-74.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.429

For citation:
Gasparishvili A. T. Secondary Professional Training Facilities in the Eyes of Graduates: Working Versus Further Education Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 4. P. 53-74
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.429


Аннотация

В статье анализируются учреждения по подготовке специалистов среднего звена – прежде всего, связи между социально-демографическими характеристиками выпускников ссузов и их мнениями, представлениями об избранных специальностях, мотивами выбора профессии и своего будущего жизненного пути. Статья подготовлена на основе материалов социологического исследования, посвящённого проблемам профессиональных ориентаций и планов выпускников российских ccузов, проведённого исследовательским коллективом ИС РАН под руководством Д. Л. Константиновского в 2014 г. В ходе исследования выпускники объясняли, чем обусловлен их выбор профессии, что повлияло на этот выбор, делились своими планами относительно того, чем они собираются заниматься после завершения учёбы, высказывали своё мнение о качестве полученного образования и его необходимом уровне для успеха в жизни. Судя по полученным данным, значительное большинство выпускников ссузов (70%) собираются выйти на рынок труда. Тех, кто думают продолжить образование сразу после окончания ссуза и заниматься только учёбой, относительно немного – 16%. Ещё 2% собираются всецело посвятить себя семейной жизни. Уверены в том, что будут работать по специальности, – менее половины выпускников (45%). Бόльшая часть опрошенных в поисках работы рассчитывают прежде всего на неинституциональные ресурсы. Тех, кто собираются воспользоваться институциональными ресурсами, почти в два раза меньше. Образование, полученное в ссузе, считают достаточным для успеха в жизни менее 10% выпускников. Значительное большинство (более 70%) говорят о необходимости высшего образования. Проведённый анализ позволяет сделать заключение, что для большинства учащихся ссузов система среднего специального образования является промежуточным этапом в планируемой жизненной траектории. Закончив ссуз, они будут, как правило, самостоятельно искать работу, не будучи уверенными, смогут ли трудоустроиться по специальности. Это связано не только с проблемами рынка труда, но и с качеством подготовки будущих специалистов – 40% выпускников не находят для себя полезными знания, полученные по специальности. Поприсутствовав какое-то время на рынке труда в качестве специалистов среднего звена, многие из них поступят в вузы, получат высшее образование и попытаются построить свои судьбы в соответствии со своими представлениями об успехе в жизни.

Ключевые слова

выпускники, мотивация, образование, рынок труда, среднее специальное образование, мнения, трудоустройство

Список литературы

Всё, что нужно знать о поступлении в вузы в 2015 году // Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru/dontknows/about/vsyo_chto_nuzhno_znat_o_postuplenii_v_vuzy_v_2015 [Дата посещения: 03.06.2016].

Ибрагимов Г. И. 2006. Качество среднего профессио- нального образования в современных условиях // Педагогика. № 6. С. 75–81.

Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю. 2013. Реальность образования. Социологическое иссле- дование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСП. 224 c.

Образование в Российской Федерации: 2014. Статистический сборник. М.: НИУ «Высшая школа эконо- мики», 2014. 464 c.

План по совершенствованию профобразования дора- ботают // Официальный сайт партии Единая Россия. URL: http://er.ru/news/127275/ [Дата посещения: 03.06.2016].

Среднее специальное оставят без высшего // Коммерсант. 2015. № 117. С. 5.


Содержание номера № 19. 2016