Журнал «Вестник Института социологии» вошел в перечень рецензируемых
научных изданий, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией (ВАК).


  

Старший научный сотрудник
Центр социологии управления и социальных технологий

Статьи в «Вестнике Института социологии»

Подробнее об авторе



Макарова Г. И.
Этноязыковое поведение молодых казанцев (по материалам полуформализованных интервью)

В статье рассматривается, как произошедшие в постсоветский период в Татарстане изменения в статусе татарского языка и введение его обязательного преподавания в школах республики сказываются на этноязыковом поведении молодых казанцев
подробнее...

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь электронной формой.

Будьте внимательны при заполнении сведений!

Периодичность журнала - 4 выпуска в год


Тематика - социология, политология


Структура (рубрики) - мобильная


Материалы - редактируются


Импакт-фактор РИНЦ 2014 - 0,640.


Правила - требования к рукописям


Адрес для авторов: vestnik@isras.ru

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5

Тел.:  +7 (499) 128-85-19
Факс: +7 (495) 719-07-40

Обратная связь:
http://www.vestnik.isras.ru/feedback.html



Все номера:

№ 22 2017   

№ 21 2017   

№ 20 2017   

№ 19 2016   


№ 18 2016   

№ 17 2016   

№ 16 2016   

№ 15 2015   


№ 14 2015   

№ 13 2015   

№ 12 2015   

№ 11 2014   


№ 10 2014   

№ 9 2014   

№ 8 2014   

№ 7 2013   


№ 6 2013   

№ 5 2012   

№ 4 2012   

№ 3 2011   


№ 2 2011   

№ 1 2010   

Официальный сайт Института социологии РАН
http://www.sociology-institute.ru

29.09.2017 г.– №22 2017
27.06.2017 г.– №21 2017
23.03.2017 г.– №20 2017
21.12.2016 г.– №19 2016
Система Orphus

Представление номера № 4 (23), 2017

И. А. Халий,

заместитель главного редактора

журнала «Вестник Института социологии»

 

Представляю номер

Современный мир живёт в эпоху насаждения и поддержания хаоса, постправды, бесконечных и взаимных политических обвинений, попыток изоляции отдельных государств и др. В связи с этим для социологической науки особенно значимым становится применение инструментов анализа социальных процессов. Именно поэтому в данном выпуске в качестве темы номера мы обратились к анализу методологических оснований исследований в различных социологических дисциплинах и практике осмысления сегодняшней реальности.

Тема номера «К методологии научных исследований» не является новой в нашем журнале, к ней мы обращались уже не раз1, будем возвращаться впредь и чем чаще, тем лучше, ибо она имеет непреходящее значение для деятельности учёных. В данном случае речь идёт об осмыслении теоретических подходов в их ретроспективе: когда и что в них менялось, чем были вызваны эти изменения, каким образом они сменяли друг друга и т.п.

Открывает рубрику аналитический обзор методологии исследования образа жизни «Концептуальные основы социологии образа жизни», принадлежащий перу А. А. Возьмителя (Москва). «Модернизационный» прорыв советского образа жизни, преобразование моностилистической культуры в полистилистическую, диверсификация образа жизни, становление его принципиально новых форм и субъектов сформировали запрос на концепцию, объясняющую происходящие изменения, на адекватное научное понимание процесса разложения и распада, становления и укрепления образа жизни, а также самого этого понятия и системы взаимосвязанных с ним категорий; на концепцию, которая являлась бы ключом к пониманию социальных процессов, происходящих в обществе на макро- и микроуровне; к выявлению доминант, альтернатив и складывающегося вектора общественного развития. В статье представлена последовательная реконцептуализация социологического подхода к изучению образа жизни, отражающая динамику социальных процессов, происходящих в стране; дано современное научное понимание его сущности как процесса воспроизводства определённых общественных отношений и формирования личностей соответствующих типов.

Следующую статью «Теоретические подходы к изучению адаптации мигрантов в принимающем обществе: зарубежный опыт» подготовила молодой учёный А. А. Эндрюшко (Москва). В статье анализируются подходы к пониманию процессов адаптации и интеграции мигрантов и их динамика на материалах зарубежной литературы. Представлено развитие подходов от социологов Чикагской школы (Р. Парк, У. Томас, Ф. Знанецкий) до современного понимания процесса адаптации в рамках концепции транснационализма. Адаптация прошла путь от прямолинейного, однонаправленного процесса, при котором предполагалось изменение культуры мигрантов только в направлении «ассимиляции», концепции «плавильного котла» до понимания её в рамках транснационализма, «гибкой» аккультурации, при которой человек может иметь две и более культурных идентичностей и быть вовлечённым сразу в несколько социальных контекстов.

Завершает тему номера статья А. Г. Филиповой и А. В. Высоцкой (Владивосток) «Методика построения имитационной модели (на примере среднего балла ЕГЭ в российских регионах)», в которой предложена методика оценки реальных изменений в ходе реформы образования. Она посвящена поиску инструментов научного анализа результатов ЕГЭ, необходимых не столько науке, сколько всем вовлечённым в процесс образования для оценки его современного состояния и определения перспектив дальнейшего развития реформ в этой сфере. Представлена методика моделирования ситуации со средними баллами ЕГЭ в российских регионах. Из трёх подходов имитационного моделирования выбран подход системной динамики, позволяющий работать с неполными данными, отслеживать изменения модели во времени, а также выстраивать причинно-следственные связи между факторами, оценивать силу их взаимных влияний. Выборочная совокупность представлена 78 российскими регионами. Использование методов корреляционного и регрессионного анализа позволило свести количество управляющих факторов к трём – уровню городского населения, количеству благоустроенных школ и количеству вечерних школ.

В рубрике «Экологическое образование в современной России» представлены две статьи. Следует обратить внимание читателей на то, что к этой теме социологи обращаются не часто, из последних работ можно назвать только одну2. Позади десятилетие образования в интересах устойчивого развития. В России 2017 год объявлен Годом экологии, что и определяет актуальность рассматриваемого вопроса (история, состояние и перспективы школьного экологического образования и образования в интересах устойчивого развития (ОУР) в нашей стране). Но актуальность далеко не только в этом. Состояние экологического образования неразрывно связано с отношением к экологической проблематике в обществе и государстве. А поскольку в последние десятилетия «экологическое образование» как дисциплина для всех учащихся, стало предметом только для тех, кем оно востребовано профессионально; ожидать экологизации сознания общества, а вслед за этим и политики государства не приходится. Что в этой связи происходит и каковы перспективы, рассматривается в статьях данной рубрики.

В первой из них «Экологическое образование и образование для устойчивого развития в российской школе: настоящее и будущее» московского социолога Л. Ю. Ивановой произведён ретроспективный анализ системы экологического образования в средней школе. На фоне внимания к экологическим вопросам в первой половине 90-х гг. предмет «Экология» был введён в школе как обязательный. Во второй половине 90-х гг. ситуация изменилась. На сегодня огромный багаж, накопленный ранее в области школьного экологического образования, фактически не востребован и используется только учителями-энтузиастами. Автор приводит мнения экспертов (ведущих специалистов в области экологического образования) о настоящем и перспективах экологического образования в школе, а также о вкладе семьи, СМИ, общественных организаций в экологическое просвещение.

В статье Т. А. Орешкиной (Екатеринбург) «Экологические компетенции в структуре образовательных программ высшей школы» анализируются понятия «экологическая компетенция» и «экологическая компетентность»; доказывается, что экологическая компетенция относится к общекультурным компетенциям выпускников высшей школы. Экологические дисциплины должны отражать системное понимание места человека в глобальной экосфере, анализировать хозяйственную деятельность как часть биосферы, межуровневые взаимодействия в мировой, государственной и общественной экологической политике. Анализируется объём экологических дисциплин в образовательных программах вуза на примере Уральского федерального университета. Обосновывается необходимость массового экологического образования как первого этапа формирования экологической культуры населения.

К вопросу «Носители ценностей» (следующая рубрика) авторы журнала обращаются не впервые3. Действительно, важно знать не только, каковы наши ценности, но и какую часть общества составляют те, кто их придерживается, и сколько их. В данном выпуске эта тема рассматривается А. В. Винокуровой (Владивосток) в статье «Ценностные ориентации семей выходцев из Дагестана в Приморье». Приморье становится одной из точек притяжения для переселенцев из других российских регионов, и не только в связи с возможностью получить гектар земли в своё пользование. Среди переселенцев есть и выходцы из Дагестана. Автор анализирует процесс их адаптации на новом месте жительства, показывая, что эффективность этого процесса зависит и от семейных взаимоотношений. В статье представлены социально-демографические характеристики и базовые ценности семей дагестанцев, проживающих в Приморском крае. Особенности социокультурного пространства, географического положения, социального, экономического развития региона, уровень урбанизации, состояние инфраструктуры рассматриваются в контексте основных факторов, влияющих на ценностные ориентации семей.

Впервые в нашем журнале звучат «Проблемы демографии» (последняя рубрика данного выпуска) в статье И. И. Осинского (Улан-Удэ) «Демографическое развитие Бурятии». В статье рассматриваются факторы преодоления депопуляции, роста продолжительности жизни. Раскрываются показатели рождаемости, выявляются причины её снижения, в числе которых ‑ сокращение женщин репродуктивного возраста, падение жизненного уровня населения, изменения в формах брачного и репродуктивного поведения, состояние здоровья.

1Рубрика «Вопросы теории», 2014, № 9; рубрика «К методологии научных исследований», 2017, № 20; 2015, №№ 13, 14; 2014, № 11; 2012, № 4; 2011, № 3.

2Левченко Н. В. Экологическое образование в вузах России: гражданский активизм в формальном образовании // Гуманитарий Юга России. 2017. № 5. С. 276-286. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.5.24

3Вестник Института социологии, 2017, № 21.




КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: