Скачать № 23 2017

Содержание номера № 23 2017

Рубрики номера:



Все номера:

№ 23 2017   

№ 22 2017   

№ 21 2017   

№ 20 2017   


№ 19 2016   

№ 18 2016   

№ 17 2016   

№ 16 2016   


№ 15 2015   

№ 14 2015   

№ 13 2015   

№ 12 2015   


№ 11 2014   

№ 10 2014   

№ 9 2014   

№ 8 2014   


№ 7 2013   

№ 6 2013   

№ 5 2012   

№ 4 2012   


№ 3 2011   

№ 2 2011   

№ 1 2010   

RSS рассылка

Adobe Reader





Система Orphus


Иванова Л. Ю., к.п.н., ст.н.с., ведущий научный сотрудник, Институт социологии РАН, Lariv2005@yandex.ru
Экологическое образование и образование для устойчивого развития в российской школе: настоящее и будущее
// Вестник Института социологии. 2017. № 23. С. 90-112

DOI: 10.19181/vis.2017.23.4.483

Рубрика: Экологическое образование в современной России

Ссылка для цитирования:
Иванова Л. Ю. Экологическое образование и образование для устойчивого развития в российской школе: настоящее и будущее // Вестник Института социологии. 2017. № 23. C. 90-112.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.23.4.483

For citas:
Ivanova L. Ecological studies and education in the name of stable development in Russian schools: present and future. Vestnik Instituta Sotziologii. 2017. No 23. P. 90-112.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.23.4.483


Аннотация

Позади десятилетие образования в интересах устойчивого развития. В России 2017 год объявлен Годом экологии, что и определяет актуальность рассматриваемого вопроса (история, состояние и перспективы школьного экологического образования и образования в интересах устойчивого развития (ОУР) в нашей стране). Состояние экологического образования неразрывно связано с отношением к экологической проблематике в обществе и государстве. На фоне внимания к экологическим вопросам в первой половине 90-х гг. предмет «Экология» был введён в школе как обязательный. Во второй половине 90-х гг. ситуация изменилась. На сегодня огромный багаж, накопленный ранее в области школьного экологического образования, фактически не востребован и используется только учителями-энтузиастами. Существует несоответствие между документами, утверждёнными на самом высоком уровне, и практикой экологического образования в нашей стране. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФОГС) выдвигают высокие требования к результатам образования в области экологической проблематики. Однако достижение этих результатов сомнительно. Не выстроена система экологизации школьных предметов. Предмет «Экология» является предметом по выбору в старших классах и не пользуется популярностью. По мнению экспертов, для полноценного экологического образования в школе необходим обязательный специальный предмет. Нужны, исследования эффективности различных образовательных программ и учебных пособий. В статье приводятся мнения экспертов (ведущих специалистов в области экологического образования) о его настоящем и перспективах, а также о вкладе семьи, СМИ, общественных организаций в экологическое просвещение.


Abstract

A decade of education in the interest of stable development has passed. The year 2017 has been declared the year of ecology in Russia, which defines the relevance of the issue in question (the history, state and prospects for ecological studies and education in the interest of stable development in our country’s schools). The situation with ecological studies is inseparable from attitudes towards ecological issues in society and in the state. Given the attention drawn to ecological issues in the early 1990’s, “ecology” was introduced in schools as a mandatory subject. However, the situation changed in the late 90’s. Today that vast bulk previously collected in the field of ecological studies at schools is practically useless and is utilized only by especially enthusiastic teachers. There is a discrepancy between documents authorized at the highest possible level and ecological study practices in our country. Federal state education standards put forward lofty demands when it comes to results in education on ecological issues. However, it is uncertain whether these results are achievable. There is no system for ecologizing subjects in schools. The very subject “ecology” is merely optional in high-school and is not very popular. Experts assume that a specialized mandatory course is needed in order to conduct proper ecological studies at schools. Also needed are evaluations of the effectiveness of various educational programs and textbooks. This article cites experts’ opinions (given by the leading specialists in the field of ecological studies) concerning its present state and future prospects, as well as the contribution of family, mass-media, public organizations and environmental awareness.

Ключевые слова

экологическое образование, образование в интересах устойчивого развития (ОУР), экспертные мнения, социальные институты

Keywords

Ecological studies, education in the interest of stable development, experts’ opinions, social institutions.

Список литературы

Актуализированные ценности современного российского общества. 2015 / Отв. ред. И. А. Халий. М.: Институт социологии РАН, 2015. 273 с. Официальный сайт ИС РАН. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=4061 [Дата посещения: 26.12.2016].

Асмолов А. Г. 2009. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. № 4. С. 18–22.

Всемирная конференция ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития. 2009. URL: http://www.geogr.msu.ru/hesd/docs/conf_UNESCO.pdf. [Дата посещения: 26.12.2016].

Гагарин А. В. 2011. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологической исследование. М.: Российский университет дружбы народов. 158 с.

Глазачев С. Н., Косоножкин В. И. 2009. Введение в экологию. Образовательный модуль: учеб.-метод. материалы для студентов. Кн. 2. Социальная экология. Концепция устойчивого развития. Устойчивое развитие России. Оценка экологической опасности. Оценка качества окружающей среды. М.: Изд-во МГОУ. 109 с.

Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. 1972 // Веб-сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml [Дата посещения: 26.12.2016].

Доклад «Живая планета 2012 г.» Как спасти Землю? 2012. URL: http://www.km.ru/nauka/2012/06/08/doklad-zhivaya-planeta-2012-kak-spasti-zemlyu [Дата посещения: 26.12.2016].

Ермаков Д. С. 2016. Экологическая грамотность учащихся: теория и практика // Биология в школе. № 5. С. 52–59.

9. Ермаков Д. С., Суравегина И. Т. 2005. Экологическое образование: от изучения экологии – к решению экологических проблем: монография. Новомосковск: НФ УРАО. 142 с.

Загвоздкин В. 2009. О стандартах второго поколения // Народное образование. № 7. С. 9–20.

Захлебный А. Н. 1986. На экологической тропе: (опыт экол. воспитания). М.: Знание. 77 с.

Захлебный А. Н. 2014. Перспективы развития экологического образования в России во втором десятилетии ХХI века // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. № 4. C. 3–7.

Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. 2013. Проектируем курс «Экология» для старшей ступени школы // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы Междунар. науч.- практ. конф. (31 окт.–1 нояб. 2013 г.). Нижний Новгород: НГПУ. C. 20–27.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. 1996. // Веб-сайт «Гарант». URL: http://docs.cntd.ru/document/9017665 [Дата посещения: 26.12.2016].

Корякина Н. И. 2014. Школа устойчивого развития: проблемы и перспективы // Бюллетень Центра экологической политики России и института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации «На пути к устойчивому развитию». № 67. С. 38‑44. URL: http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bulletins/B_67_all.pdf [Дата посещения: 9.01.2017].

Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. 1994. За пределами роста: предотвратить глобальную катастрофу. Обеспечить устойчивое будущее : учеб. пособие / Под ред. Г. А. Ягодина. М.: Прогресс, Пангея. 302 с.

Национальная стратегия образования для устойчивого развития в РФ. 2005 // UNECE. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf [Дата посещения: 26.12.2016].

Наше общее будущеее. 1987 // Устойчивое развитие. URL: http://устойчивоеразвитие.рф/files/monographs/OurCommonFuture-introduction.pdf [Дата посещения: 9.01.2017].

Об охране окружающей среды (с изм. на 3 июля 2016 г.) // Веб-сайт «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/901808297 [Дата посещения: 26.12.2016].

Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях. М.: ЭКО-Согласие, 2005./ URL: http://www.ecoaccord.org/edu/edu_docs_ru.pdf [Дата посещения: 9. 01.2017].

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 г. 2012 // Веб-сайт «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70169264/ [Дата посещения: 26.12.2016].

Печчеи А. 1985. Человеческие качества / Общ. ред. и вступ. ст. Д. М. Гвишиани. М.: Прогресс. 312 с.

Повестка дня на XXI в. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года // Веб-сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21 [Дата посещения: 26.12.2016].

Указ Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» // Веб-сайт «Гарант». URL: http://base.garant.ru/193388/ [Дата посещения: 26.12.2016].

Устойчивое развитие: новые вызовы: учебник для вузов / Под общ. ред. В. И. Данилова-Данильяна, Н. А. Пискуловой. М.: Аспект Пресс, 2015. 334 с.

Устойчивое развитие и экологизация школьного образования / Сост. и отв. ред. Н. М. Мамедов. М.: Ступени, 2003. 283 с.

Федеральный единый государственный образовательный стандарт начального общего образования (1‑4 кл.). 2011. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 [Дата посещения: 26.12.2016].

Федеральный единый государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 (с изм. на 31 декабря 2015 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/902254916 [Дата посещения: 26.12.2016]; http://base.garant.ru/55170507/ [Дата посещения: 26.12.2016].

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10‑11 кл.) 15 июня 2012 г. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365 [Дата посещения: 26.12.2016].

Черкашин А. А., Уланова О. В. 2013. Экологическое образование в России в рамках концепции устойчивого развития // Веб-сайт «ЭКА». URL:http://ecamir.ru/experts/Ekologicheskoe-obrazovanie-v-Rossii-v-ramkah-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya.html/ [Дата посещения: 26.12.2016].

Экологическая доктрина Российской Федерации. 2002 // Веб-сайт НП «ЮНЕПКОМ». URL: http://www.unepcom.ru/publications/eco-doctrina [Дата посещения: 26.12.2016].

Яблоков А. В. 2012. «Зеленое» движение и экологические проблемы России // Астраханский вестник экологического образования. № 2 // Веб-сайт «Зеленое» движение и экологические проблемы России. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zelenoe-dvizhenie-i-ekologicheskie-problemy-rossii [Дата посещения: 26.12.2016].

References

Aktualisirovannye cennosti sovremennogo rossiyskogo obschestva [The updated values of modern Russian society]. Ed. by I. A. Khaliy. Moscow, IS RAS publ., 2015. 273 p. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=4061 [date of visit: 26.12.16].

Asmolov A. G. Sistemno-deyatel'nostny podhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya [System-activity approach to the development of new generation standards]. Pedagogika, 2009, no 4, pp. 18–22.

Cherkashin A. A., Ulanova O. V. Ecologicheskoe obrazovanie v Rossii v ramkakh konceptsii ustoychivogo razvitiya [Ecological education in Russia within the framework of the sustainable development concept]. The EKA Official website, 2013. URL: http://ecamir.ru/experts/Ekologicheskoe-obrazovanie-v-Rossii-v-ramkah-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya.html [date of visit: 26.12.16].

Conceptsiya perekhoda Rossiyskoy Federacii k ustoychivomu razvitiyu 1996 [The сoncept of the Russian Federation's transition to ssustainable development]. The website «Garant». URL: http://docs.cntd.ru/document/9017665 [date of visit: 26.12.16].

Deklaratsiya Conferencii OON po problemam okruzhayuschey cheloveka sredy 1972 [Final Declaration of the UN Conference on Environmental Problems 1972]. The UN Official website. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml [date of visit: 26.12.16].

Ecologicheskaya doktrina Rossiyskoy Federacii 2002 [Ecological doctrine of the Russian Federation 2002].

Ermakov D. S. Ecologicheskaya gramotnost' uchaschihsia: teoriya i praktika [Environmental literacy of students: theory and practice]. Biologiya v shkole, 2016, no 5, pp. 52–59.

Ermakov D. S., Suravegina I. T. Ecologicheskoe obrazovanie: ot izucheniya ekologii – k resheniyu ekologicheskikh problem [Ecological education: from studying ecology to solving environmental problems]. Novomoskovsk, NF URAO, 2005. 142 p.

Federal'ny ediny gosudarstvenny obrazovatel'ny standart nachal'nogo obschego obrazovaniya (1–4 kl.) [Federal state educational standard of primary (full) general education]. 2011. Russian Ministry of Education and Science Official website. URL: http://minobrnauki.rf/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 [date of visit: 26.12.16].

Federal'ny ediny gosudarstvenny obrazovatel'ny standart osnovnogo obschego obrazovaniya 2010 [Federal Unified State Educational Standard of Basic General Education].

Federal'ny gosudarstvenny obrazovatel'ny standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya (10–11 kl.) [Federal state educational standard of secondary (complete) general education]. 2012.

Gagarin A. V. Ecologicheskaya kompetentnost' lichnosti: psikhologo-akmeologicheskoe issledovanie [Ecological competence of a person: psychological and akmeological research]. Moscow, RUPF publ., 2011. 158 p.

Glazachev S. N., Kosonozhkin V. I. Vvedenie v ecologiyu. Obrazovatel'ny modul' [Introduction to ecology. Educational module]. Vol. 2. Moscow, MSUE publ., 2009. 109 p.

Koriakina N. I. Shkola ustoychivogo razvitiya: problemy i perspektivy [School for sustainable development: problems and perspectives] Biulleten' Centra ecologicheskoy politiki Rossii i instituta ustoychivogo razvitiya Obschestvennoy palaty RF «Na puti k ustoychivomu razvitiyu», 2014, Vol. 67, pp. 38-44. URL: http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bulletins/B_67_all.pdf [date of visit: 9.01.17].

Medouz D. H., Medouz D. L., Randers Y. Za predelami rosta: predotvratit' global'nuyu katastrofu. Obespechit' ustoychivoe buduschee [Beyond the limits of growth]. Moscow, Progress, Pangeya, 1994. 302 p.

Nacional'naya strategiya obrazovaniya dlia ustoychivogo razvitiya v RF 2005 [National Strategy of Education for Sustainable Development in the Russian Federation]. UNECE Official website. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf [date of visit: 26.12.16].

Nashe obschee buduschee (doklad Mezhdunarodnoy komissii po okruzhayushchey srede i razvitiyu) [Our mutual future]. The website “Ustoychivoe razvitie”. URL: http://устойчивоеразвитие.рф/files/monographs/OurCommonFuture-introduction.pdf [date of visit: 9.01.2017].

Obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya v mezhdunarodnykh dokumentakh i soglasheniyakh [Education for sustainable development in international documents and agreements]. EKO-Soglasie Official website, 2005. URL: http://www.ecoaccord.org/edu/edu_docs_ru.pdf [date of visit: 9. 01.17].

Osnovy gosudarstvennoy politiki v oblasti ecologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii do 2030 goda [Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation until 2030]. The website «Garant». URL: http://base.garant.ru/70169264/ [date of visit: 26.12.2016].

Pechchei A. Chelovecheskie kachestva [Human qualities]. Moscow, Progress, 1985. 312 p.

Povestka dnia na XXI v. [Agenda XXI]. UN Conference working papers. The UN Official website. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21 [date of visit: 26.12.16].

Ukaz Presidenta ot 24.06.2008 no 889 “O nakotorykh merakh po povysheniyu energetichwskoi I ekologicheskoi effectivnosti rossiyskoi ekonomiki” [Decree of the President of the Russian Federation of June 4, 2008, No. 889 "On Some Measures to Improve the Energy and Ecological Efficiency of the Russian Economy"]. The website «Garant». URL: http://base.garant.ru/193388/ [date of visit: 26.12.2016].

Ustoychivoe razvitie i ekologizatsiya shkol'nogo obrazovaniya [Sustainable development and ecologization of school education]. 2003. Sost. i otv. red. N. M. Mamedov. M.: Stupeni. 283 p.

Ustoychivoe razvitie: novye vyzovy [Sustainable development: new challenges]. Ed. by V. I. Danilov-Danil'yan, N. A. Piskulova. Moscow, Aspekt Press, 2015. 334 p.

Yablokov A. V. «Zelionoe» dvizhenie i ecologicheskie problemy Rossii [“Green” movement and environmental of Russia]. Astrakhansky vestnik ecologicheskogo obrazovaniya, 2012, no 2, pp. 106–110.

Zagvozdkin V. O standartakh vtorogo pokoleniya [On standards of second generation]. Narodnoe obrazovanie, 2009, no 7, pp 9–20.

Zakhlebny A. N. Na ekologicheskoy trope: (opyt ecologicheskogo vospitaniya) [On the ecological path: (experience of ecological education)]. Moscow, Znanie, 1986. 77 p.

Zakhlebny A. N. Perspektivy razvitiya ecologicheskogo obrazovaniya v Rossii vo vtorom desiatiletii XXI veka [Prospects for the development of environmental education in Russia in the second decade of the 21st century]. Ecologicheskoe obrazovanie: do shkoly, v shkole, vne shkoly, 2014, no 4, pp. 3–7.

Zakhlebny A. N., Dziatkovskaya E. N. Proektiruem kurs «Ecologiya» dlia starshey stupeni shkoly. Ecologicheskoe obrazovanie dlia ustoychivogo razvitiya: teoriya i pedagogicheskaya real'nost' [We design the course "Ecology" for the senior school level]. Nizhny Novgorod, NSPU, 2013, pp. 20–27.

Zhivaya planeta 2012. Kak spasti Zemliu? [Live Planet. How to Save the Earth?] The website km.ru., 2012. URL: http://www.km.ru/nauka/2012/06/08/doklad-zhivaya-planeta-2012-kak-spasti-zemlyu [date of visit: 26.12.16].


Содержание номера № 23. 2017




КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: