Скачать № 24 2018

Содержание номера № 24 2018

Рубрики номера:



Все номера:

№ 24 2018   

№ 23 2017   

№ 22 2017   

№ 21 2017   


№ 20 2017   

№ 19 2016   

№ 18 2016   

№ 17 2016   


№ 16 2016   

№ 15 2015   

№ 14 2015   

№ 13 2015   


№ 12 2015   

№ 11 2014   

№ 10 2014   

№ 9 2014   


№ 8 2014   

№ 7 2013   

№ 6 2013   

№ 5 2012   


№ 4 2012   

№ 3 2011   

№ 2 2011   

№ 1 2010   

RSS рассылка

Adobe Reader





Система Orphus


Иванова Л. Ю., к.п.н., ст.н.с., ведущий научный сотрудник, Институт социологии РАН, Lariv2005@yandex.ru
Экологическое образование и образование для устойчивого развития в российской школе: настоящее и будущее
// Вестник Института социологии. 2017. № 23. С. 90-112

DOI: 10.19181/vis.2017.23.4.483

Рубрика: Экологическое образование в современной России

Ссылка для цитирования:
Иванова Л. Ю. Экологическое образование и образование для устойчивого развития в российской школе: настоящее и будущее // Вестник Института социологии. 2017. № 23. C. 90-112.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.23.4.483

For citas:
Ivanova L. Ecological studies and education in the name of stable development in Russian schools: present and future. Vestnik Instituta Sotziologii. 2017. No 23. P. 90-112.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.23.4.483


Аннотация

Позади десятилетие образования в интересах устойчивого развития. В России 2017 год объявлен Годом экологии, что и определяет актуальность рассматриваемого вопроса (история, состояние и перспективы школьного экологического образования и образования в интересах устойчивого развития (ОУР) в нашей стране). Состояние экологического образования неразрывно связано с отношением к экологической проблематике в обществе и государстве. На фоне внимания к экологическим вопросам в первой половине 90-х гг. предмет «Экология» был введён в школе как обязательный. Во второй половине 90-х гг. ситуация изменилась. На сегодня огромный багаж, накопленный ранее в области школьного экологического образования, фактически не востребован и используется только учителями-энтузиастами. Существует несоответствие между документами, утверждёнными на самом высоком уровне, и практикой экологического образования в нашей стране. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФОГС) выдвигают высокие требования к результатам образования в области экологической проблематики. Однако достижение этих результатов сомнительно. Не выстроена система экологизации школьных предметов. Предмет «Экология» является предметом по выбору в старших классах и не пользуется популярностью. По мнению экспертов, для полноценного экологического образования в школе необходим обязательный специальный предмет. Нужны, исследования эффективности различных образовательных программ и учебных пособий. В статье приводятся мнения экспертов (ведущих специалистов в области экологического образования) о его настоящем и перспективах, а также о вкладе семьи, СМИ, общественных организаций в экологическое просвещение.

Ключевые слова

экологическое образование, образование в интересах устойчивого развития (ОУР), экспертные мнения, социальные институты

Список литературы

Актуализированные ценности современного российского общества. 2015 / Отв. ред. И. А. Халий. М.: Институт социологии РАН, 2015. 273 с. Официальный сайт ИС РАН. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=4061 [Дата посещения: 26.12.2016].

Асмолов А. Г. 2009. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. № 4. С. 18–22.

Всемирная конференция ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития. 2009. URL: http://www.geogr.msu.ru/hesd/docs/conf_UNESCO.pdf. [Дата посещения: 26.12.2016].

Гагарин А. В. 2011. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологической исследование. М.: Российский университет дружбы народов. 158 с.

Глазачев С. Н., Косоножкин В. И. 2009. Введение в экологию. Образовательный модуль: учеб.-метод. материалы для студентов. Кн. 2. Социальная экология. Концепция устойчивого развития. Устойчивое развитие России. Оценка экологической опасности. Оценка качества окружающей среды. М.: Изд-во МГОУ. 109 с.

Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. 1972 // Веб-сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml [Дата посещения: 26.12.2016].

Доклад «Живая планета 2012 г.» Как спасти Землю? 2012. URL: http://www.km.ru/nauka/2012/06/08/doklad-zhivaya-planeta-2012-kak-spasti-zemlyu [Дата посещения: 26.12.2016].

Ермаков Д. С. 2016. Экологическая грамотность учащихся: теория и практика // Биология в школе. № 5. С. 52–59.

9. Ермаков Д. С., Суравегина И. Т. 2005. Экологическое образование: от изучения экологии – к решению экологических проблем: монография. Новомосковск: НФ УРАО. 142 с.

Загвоздкин В. 2009. О стандартах второго поколения // Народное образование. № 7. С. 9–20.

Захлебный А. Н. 1986. На экологической тропе: (опыт экол. воспитания). М.: Знание. 77 с.

Захлебный А. Н. 2014. Перспективы развития экологического образования в России во втором десятилетии ХХI века // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. № 4. C. 3–7.

Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. 2013. Проектируем курс «Экология» для старшей ступени школы // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы Междунар. науч.- практ. конф. (31 окт.–1 нояб. 2013 г.). Нижний Новгород: НГПУ. C. 20–27.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. 1996. // Веб-сайт «Гарант». URL: http://docs.cntd.ru/document/9017665 [Дата посещения: 26.12.2016].

Корякина Н. И. 2014. Школа устойчивого развития: проблемы и перспективы // Бюллетень Центра экологической политики России и института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации «На пути к устойчивому развитию». № 67. С. 38‑44. URL: http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bulletins/B_67_all.pdf [Дата посещения: 9.01.2017].

Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. 1994. За пределами роста: предотвратить глобальную катастрофу. Обеспечить устойчивое будущее : учеб. пособие / Под ред. Г. А. Ягодина. М.: Прогресс, Пангея. 302 с.

Национальная стратегия образования для устойчивого развития в РФ. 2005 // UNECE. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf [Дата посещения: 26.12.2016].

Наше общее будущеее. 1987 // Устойчивое развитие. URL: http://устойчивоеразвитие.рф/files/monographs/OurCommonFuture-introduction.pdf [Дата посещения: 9.01.2017].

Об охране окружающей среды (с изм. на 3 июля 2016 г.) // Веб-сайт «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/901808297 [Дата посещения: 26.12.2016].

Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях. М.: ЭКО-Согласие, 2005./ URL: http://www.ecoaccord.org/edu/edu_docs_ru.pdf [Дата посещения: 9. 01.2017].

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 г. 2012 // Веб-сайт «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70169264/ [Дата посещения: 26.12.2016].

Печчеи А. 1985. Человеческие качества / Общ. ред. и вступ. ст. Д. М. Гвишиани. М.: Прогресс. 312 с.

Повестка дня на XXI в. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года // Веб-сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21 [Дата посещения: 26.12.2016].

Указ Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» // Веб-сайт «Гарант». URL: http://base.garant.ru/193388/ [Дата посещения: 26.12.2016].

Устойчивое развитие: новые вызовы: учебник для вузов / Под общ. ред. В. И. Данилова-Данильяна, Н. А. Пискуловой. М.: Аспект Пресс, 2015. 334 с.

Устойчивое развитие и экологизация школьного образования / Сост. и отв. ред. Н. М. Мамедов. М.: Ступени, 2003. 283 с.

Федеральный единый государственный образовательный стандарт начального общего образования (1‑4 кл.). 2011. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 [Дата посещения: 26.12.2016].

Федеральный единый государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 (с изм. на 31 декабря 2015 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/902254916 [Дата посещения: 26.12.2016]; http://base.garant.ru/55170507/ [Дата посещения: 26.12.2016].

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10‑11 кл.) 15 июня 2012 г. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365 [Дата посещения: 26.12.2016].

Черкашин А. А., Уланова О. В. 2013. Экологическое образование в России в рамках концепции устойчивого развития // Веб-сайт «ЭКА». URL:http://ecamir.ru/experts/Ekologicheskoe-obrazovanie-v-Rossii-v-ramkah-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya.html/ [Дата посещения: 26.12.2016].

Экологическая доктрина Российской Федерации. 2002 // Веб-сайт НП «ЮНЕПКОМ». URL: http://www.unepcom.ru/publications/eco-doctrina [Дата посещения: 26.12.2016].

Яблоков А. В. 2012. «Зеленое» движение и экологические проблемы России // Астраханский вестник экологического образования. № 2 // Веб-сайт «Зеленое» движение и экологические проблемы России. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zelenoe-dvizhenie-i-ekologicheskie-problemy-rossii [Дата посещения: 26.12.2016].

References

Aktualisirovannye cennosti sovremennogo rossiyskogo obschestva [The updated values of modern Russian society]. Ed. by I. A. Khaliy. Moscow, IS RAS publ., 2015. 273 p. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=4061 [date of visit: 26.12.16].

Asmolov A. G. Sistemno-deyatel'nostny podhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya [System-activity approach to the development of new generation standards]. Pedagogika, 2009, no 4, pp. 18–22.

Cherkashin A. A., Ulanova O. V. Ecologicheskoe obrazovanie v Rossii v ramkakh konceptsii ustoychivogo razvitiya [Ecological education in Russia within the framework of the sustainable development concept]. The EKA Official website, 2013. URL: http://ecamir.ru/experts/Ekologicheskoe-obrazovanie-v-Rossii-v-ramkah-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya.html [date of visit: 26.12.16].

Conceptsiya perekhoda Rossiyskoy Federacii k ustoychivomu razvitiyu 1996 [The сoncept of the Russian Federation's transition to ssustainable development]. The website «Garant». URL: http://docs.cntd.ru/document/9017665 [date of visit: 26.12.16].

Deklaratsiya Conferencii OON po problemam okruzhayuschey cheloveka sredy 1972 [Final Declaration of the UN Conference on Environmental Problems 1972]. The UN Official website. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml [date of visit: 26.12.16].

Ecologicheskaya doktrina Rossiyskoy Federacii 2002 [Ecological doctrine of the Russian Federation 2002].

Ermakov D. S. Ecologicheskaya gramotnost' uchaschihsia: teoriya i praktika [Environmental literacy of students: theory and practice]. Biologiya v shkole, 2016, no 5, pp. 52–59.

Ermakov D. S., Suravegina I. T. Ecologicheskoe obrazovanie: ot izucheniya ekologii – k resheniyu ekologicheskikh problem [Ecological education: from studying ecology to solving environmental problems]. Novomoskovsk, NF URAO, 2005. 142 p.

Federal'ny ediny gosudarstvenny obrazovatel'ny standart nachal'nogo obschego obrazovaniya (1–4 kl.) [Federal state educational standard of primary (full) general education]. 2011. Russian Ministry of Education and Science Official website. URL: http://minobrnauki.rf/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 [date of visit: 26.12.16].

Federal'ny ediny gosudarstvenny obrazovatel'ny standart osnovnogo obschego obrazovaniya 2010 [Federal Unified State Educational Standard of Basic General Education].

Federal'ny gosudarstvenny obrazovatel'ny standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya (10–11 kl.) [Federal state educational standard of secondary (complete) general education]. 2012.

Gagarin A. V. Ecologicheskaya kompetentnost' lichnosti: psikhologo-akmeologicheskoe issledovanie [Ecological competence of a person: psychological and akmeological research]. Moscow, RUPF publ., 2011. 158 p.

Glazachev S. N., Kosonozhkin V. I. Vvedenie v ecologiyu. Obrazovatel'ny modul' [Introduction to ecology. Educational module]. Vol. 2. Moscow, MSUE publ., 2009. 109 p.

Koriakina N. I. Shkola ustoychivogo razvitiya: problemy i perspektivy [School for sustainable development: problems and perspectives] Biulleten' Centra ecologicheskoy politiki Rossii i instituta ustoychivogo razvitiya Obschestvennoy palaty RF «Na puti k ustoychivomu razvitiyu», 2014, Vol. 67, pp. 38-44. URL: http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bulletins/B_67_all.pdf [date of visit: 9.01.17].

Medouz D. H., Medouz D. L., Randers Y. Za predelami rosta: predotvratit' global'nuyu katastrofu. Obespechit' ustoychivoe buduschee [Beyond the limits of growth]. Moscow, Progress, Pangeya, 1994. 302 p.

Nacional'naya strategiya obrazovaniya dlia ustoychivogo razvitiya v RF 2005 [National Strategy of Education for Sustainable Development in the Russian Federation]. UNECE Official website. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf [date of visit: 26.12.16].

Nashe obschee buduschee (doklad Mezhdunarodnoy komissii po okruzhayushchey srede i razvitiyu) [Our mutual future]. The website “Ustoychivoe razvitie”. URL: http://устойчивоеразвитие.рф/files/monographs/OurCommonFuture-introduction.pdf [date of visit: 9.01.2017].

Obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya v mezhdunarodnykh dokumentakh i soglasheniyakh [Education for sustainable development in international documents and agreements]. EKO-Soglasie Official website, 2005. URL: http://www.ecoaccord.org/edu/edu_docs_ru.pdf [date of visit: 9. 01.17].

Osnovy gosudarstvennoy politiki v oblasti ecologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii do 2030 goda [Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation until 2030]. The website «Garant». URL: http://base.garant.ru/70169264/ [date of visit: 26.12.2016].

Pechchei A. Chelovecheskie kachestva [Human qualities]. Moscow, Progress, 1985. 312 p.

Povestka dnia na XXI v. [Agenda XXI]. UN Conference working papers. The UN Official website. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21 [date of visit: 26.12.16].

Ukaz Presidenta ot 24.06.2008 no 889 “O nakotorykh merakh po povysheniyu energetichwskoi I ekologicheskoi effectivnosti rossiyskoi ekonomiki” [Decree of the President of the Russian Federation of June 4, 2008, No. 889 "On Some Measures to Improve the Energy and Ecological Efficiency of the Russian Economy"]. The website «Garant». URL: http://base.garant.ru/193388/ [date of visit: 26.12.2016].

Ustoychivoe razvitie i ekologizatsiya shkol'nogo obrazovaniya [Sustainable development and ecologization of school education]. 2003. Sost. i otv. red. N. M. Mamedov. M.: Stupeni. 283 p.

Ustoychivoe razvitie: novye vyzovy [Sustainable development: new challenges]. Ed. by V. I. Danilov-Danil'yan, N. A. Piskulova. Moscow, Aspekt Press, 2015. 334 p.

Yablokov A. V. «Zelionoe» dvizhenie i ecologicheskie problemy Rossii [“Green” movement and environmental of Russia]. Astrakhansky vestnik ecologicheskogo obrazovaniya, 2012, no 2, pp. 106–110.

Zagvozdkin V. O standartakh vtorogo pokoleniya [On standards of second generation]. Narodnoe obrazovanie, 2009, no 7, pp 9–20.

Zakhlebny A. N. Na ekologicheskoy trope: (opyt ecologicheskogo vospitaniya) [On the ecological path: (experience of ecological education)]. Moscow, Znanie, 1986. 77 p.

Zakhlebny A. N. Perspektivy razvitiya ecologicheskogo obrazovaniya v Rossii vo vtorom desiatiletii XXI veka [Prospects for the development of environmental education in Russia in the second decade of the 21st century]. Ecologicheskoe obrazovanie: do shkoly, v shkole, vne shkoly, 2014, no 4, pp. 3–7.

Zakhlebny A. N., Dziatkovskaya E. N. Proektiruem kurs «Ecologiya» dlia starshey stupeni shkoly. Ecologicheskoe obrazovanie dlia ustoychivogo razvitiya: teoriya i pedagogicheskaya real'nost' [We design the course "Ecology" for the senior school level]. Nizhny Novgorod, NSPU, 2013, pp. 20–27.

Zhivaya planeta 2012. Kak spasti Zemliu? [Live Planet. How to Save the Earth?] The website km.ru., 2012. URL: http://www.km.ru/nauka/2012/06/08/doklad-zhivaya-planeta-2012-kak-spasti-zemlyu [date of visit: 26.12.16].


Содержание номера № 23. 2017




КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: