Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
В данной статье представлен анализ российской муниципальной власти на примере малых российских городов
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
Автор, изучая опыт социальной политики зарубежных стран, исследует, каким образом нужно реформировать социальную сферу в России и как интерпретировать эффективность социальной политики в условиях роста международной конкуренции. В странах Запада заметно активизировались силы, выступающие за пересмотр принципов, на которых основывалось социально-экономическое и политическое развитие во второй половине ХХ в., то есть принципов государства благосостояния и социальной политики. Либеральная доктрина, которая с 1980-х гг. стала активно использоваться при формировании социальной политики во многих странах Запада, исходит из того, что неконкурентное пространство приводит к снижению экономического потенциала и динамизма развития. Процесс трансформации системы социальных гарантий определяется качественными сдвигами в базовых основах развития (например, технологической основы), значительным усилением воздействия внешних факторов (глобальных) на развитие отдельных стран и регионов мира. социальная политика неизбежно становится объектом повышенного внимания и пересечения различных экономических и политических интересов, а отсюда неизбежным оказывается проведение реформ в социальной сфере. Для успеха политики модернизации в России необходима новая социальная политика, ориентированная на консолидацию общества. С одной стороны, требуется политическая воля, направленная на утверждение принципов справедливости. В условиях постоянного расширения пространства несправедливости говорить о какой-либо мотивации и прогрессе не приходится. С другой стороны, в отношении модернизации существуют объективные ограничители. Необходимо учитывать, что Россия находится в XXI в. и сталкивается с внешними вызовами, которые беспрецедентны относительно текущих возможностей, в частности в социально-экономической и политической сферах. Одним из важнейших элементов новой социальной политики, ориентированной на модернизацию общества, могла бы стать задача, связанная с преодолением избыточного неравенства. Обусловленное несправедливым характером распределения доходов и собственности, оно является препятствием для консолидации общества и мотивации эффективной экономической и трудовой деятельности. Политика государства должна быть ориентирована на достижение эффективного баланса, направленного на развитие, между потреблением и накоплением, а значит, эффективного баланса отношений между социальными группами.
социальная политика, социальное государство, модернизация, кризис.
1. Atkinson A. B. Poverty & Social Security. L., 1989. P. 100.
2. Розанваллон П. Новый социальный вопрос: Переосмысливая государство всеобщего благосостояния. М.: Ad Marginem, 1997.
3. Farnsworth K. Corporate power and social policy in a global economy. Bristol: Policy press, Univ. of Bristol, 2004. P. 24.
4. Шевяков А. Ю. Социальная политика России: мифы и реальность. Тезисы доклада на Ученом совете Института социологии РАН 7 апреля 2010 г.
5. Growing unequal? Income distribution and poverty in OECD countries. P.: OECD, 2008. P. 109, 243.
6. Charles du Granrut. Le patrimoine des francais // Futuribles. 2008. № 347. P. 43.
7. Le modele francais et la crise. France: pourquoi ca ne va pas plus mal // Alternatives economiques, 2009. № 282. P. 8–10.
8. Watt A. Distributional Issues in the Context of the Economic Crisis in Europe // Intereconomics. 2009. Vol. 44. № 2. P. 87.
9. Asian consumer spending. Shopaholics wanted // The Economist. 2009. Vol. 391. № 8637. P. 86–87.