Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
Данная статья посвящена исследованию особенностей социального поведения молодежи Республики Тыва, вызовов и рисков ее адаптации к современным условиям жизни, социально-экономическим и социокультурным трансформациям
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
Молодёжь – кадровый потенциал, будущее страны. Поэтому важно знать, с какими трудовыми ориентациями, установками выходит молодёжь на рынок труда и как они могут сказаться на качестве работы молодого специалиста; под влиянием каких факторов происходит профессиональное самоопределение, выбор профессии и с какими трудностями при этом сталкивается юноша или девушка; насколько устойчива ориентация на избранную профессию; как взаимодействуют рынок труда и рынок образовательных услуг в современном российском обществе и т. п. В современных условиях профессиональное самоопределение молодёжи задаётся не столько индивидуальными факторами, сколько социальными, внешними по отношению к содержанию выбранной профессии. Профессиональный выбор происходит в ситуации неопределённости, часто носит случайный характер, что имеет далеко идущие последствия, как для личности, так и для общества в целом, сказываясь в результате на инновационном развитии экономики. Свёртывание системы профориентации школьников является одной из причин катастрофического дисбаланса между российским рынком труда, который требует, прежде всего, рабочие, индустриальные, в том числе инженерные профессии, и образовательными услугами. В ориентациях школьников и студентов трудовые ценности представлены недостаточно, наиболее престижными они считают профессии юриста, работника финансовой сферы, менеджера, экономиста, госслужащего и т. п. Исследование выявило утрату интереса к индустриальным профессиям вообще, в том числе со стороны молодёжи, которая не мотивирована к получению рабочих профессий, к работе на промышленных предприятиях. Потребности рынка труда, перспективы развития страны свидетельствуют о необходимости совершенствовать, модернизировать, а не сокращать систему начального профессионального образования, призванную готовить рабочих того уровня и квалификации, которых требует современное производство. Необходима реально действующая, а не декларативная государственная молодёжная политика, также необходима более чёткая координация между рынком труда и рынком образовательных услуг, дабы привести систему профессионального образования всех уровней в соответствие со структурой потребностей рынка труда.
профессиональные ориентации, профессиональный выбор, профессиональное образование, социальная адаптация, трудовые ориентации, рынок труда
1. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Занятость и безработица в РФ в феврале 2011 г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости) URL: http://www.gks.ru [Дата посещения: 01.04.11].
2. Официальный сайт МВД России. Состояние преступности – январь-февраль 2011 г. URL: http://www.mvd.ru/ presscenter/statistics/reports/show_88090 [Дата посещения: 01.04.11].
3. Шкель Т. Как уберечь детей от преступности. На Охотном ряду выслушали главу МВД // Российская газета. 2006. 18 мая.
4. Окольская Л. А. Трудовые ценности и нормы в содержании начального образования (по материалам анализа школьных учебников). Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.соц.н. М., 2006.
5. Потребности в работниках. Отчёт Департамента труда и занятости г. Москвы URL: http://labor.ru/?id=1012 [Дата посещения: 01.04.11].
6. Макарова М. Н. Стратегии воспроизводства рабочих как отражение их трудовых и образовательных ориентаций // Социологические исследования. 2007. № 8. С. 59.
7. Завод кончается. В профессиональных училищах дефицит абитуриентов, а на производстве – квалифицированных рабочих // Российская газета. 2008. 22 июля.
8. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Начальное профессиональное образование. Число образовательных учреждений начального профессионального образования. URL: http://www.gks.ru [Дата посещения: 01.04.11].
9. Поколение «Чи» // Известия. 2010.18 августа.