Особенности профессионально-трудового самоопределения молодёжи
Опубликован выпуск 1 (Том 15, 2024) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Методология в российской социологии

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Балакина Г. Ф., Анайбан З. В.
Этносоциальный портрет молодежи Тувы

Данная статья посвящена исследованию особенностей социального поведения молодежи Республики Тыва, вызовов и рисков ее адаптации к современным условиям жизни, социально-экономическим и социокультурным трансформациям
подробнее...

01.04.2024 г.– 2024. Том 15. № 1
25.12.2023 г.– 2023. Том 14. № 4
30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
Все номера:
2024 (Том 15)  |  1  
2023 (Том 14)  |  4   3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Особенности профессионально-трудового самоопределения молодёжи

Научная статья

Семенова Л. А. к.филос.н., ст.н.с., Институт социологии ФНИСЦ РАН, semenova@isras.ru
Особенности профессионально-трудового самоопределения молодёжи
// Вестник Института социологии. 2011. № 2. С. 87-105


Скачиваний статьи: 1370
Рубрика: Тема номера: Образование и молодёжь в России

Ссылка для цитирования:
Семенова Л. А. Особенности профессионально-трудового самоопределения молодёжи // Вестник Института социологии. 2011. № 2. C. 87-105.


For citation:
Peculiarities of the vocational and labor self-determination of young people. Vestnik instituta sotziologii. 2011. Vol. 2. No. 1. P. 87-105


Аннотация

Молодёжь – кадровый потенциал, будущее страны. Поэтому важно знать, с какими трудовыми ориентациями, установками выходит молодёжь на рынок труда и как они могут сказаться на качестве работы молодого специалиста; под влиянием каких факторов происходит профессиональное самоопределение, выбор профессии и с какими трудностями при этом сталкивается юноша или девушка; насколько устойчива ориентация на избранную профессию; как взаимодействуют рынок труда и рынок образовательных услуг в современном российском обществе и т. п. В современных условиях профессиональное самоопределение молодёжи задаётся не столько индивидуальными факторами, сколько социальными, внешними по отношению к содержанию выбранной профессии. Профессиональный выбор происходит в ситуации неопределённости, часто носит случайный характер, что имеет далеко идущие последствия, как для личности, так и для общества в целом, сказываясь в результате на инновационном развитии экономики. Свёртывание системы профориентации школьников является одной из причин катастрофического дисбаланса между российским рынком труда, который требует, прежде всего, рабочие, индустриальные, в том числе инженерные профессии, и образовательными услугами. В ориентациях школьников и студентов трудовые ценности представлены недостаточно, наиболее престижными они считают профессии юриста, работника финансовой сферы, менеджера, экономиста, госслужащего и т. п. Исследование выявило утрату интереса к индустриальным профессиям вообще, в том числе со стороны молодёжи, которая не мотивирована к получению рабочих профессий, к работе на промышленных предприятиях. Потребности рынка труда, перспективы развития страны свидетельствуют о необходимости совершенствовать, модернизировать, а не сокращать систему начального профессионального образования, призванную готовить рабочих того уровня и квалификации, которых требует современное производство. Необходима реально действующая, а не декларативная государственная молодёжная политика, также необходима более чёткая координация между рынком труда и рынком образовательных услуг, дабы привести систему профессионального образования всех уровней в соответствие со структурой потребностей рынка труда.

Ключевые слова

профессиональные ориентации, профессиональный выбор, профессиональное образование, социальная адаптация, трудовые ориентации, рынок труда

Список литературы

1. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Занятость и безработица в РФ в феврале 2011 г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости) URL: http://www.gks.ru [Дата посещения: 01.04.11].

2. Официальный сайт МВД России. Состояние преступности – январь-февраль 2011 г. URL: http://www.mvd.ru/ presscenter/statistics/reports/show_88090 [Дата посещения: 01.04.11].

3. Шкель Т. Как уберечь детей от преступности. На Охотном ряду выслушали главу МВД // Российская газета. 2006. 18 мая.

4. Окольская Л. А. Трудовые ценности и нормы в содержании начального образования (по материалам анализа школьных учебников). Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.соц.н. М., 2006.

5. Потребности в работниках. Отчёт Департамента труда и занятости г. Москвы URL: http://labor.ru/?id=1012 [Дата посещения: 01.04.11].

6. Макарова М. Н. Стратегии воспроизводства рабочих как отражение их трудовых и образовательных ориентаций // Социологические исследования. 2007. № 8. С. 59.

7. Завод кончается. В профессиональных училищах дефицит абитуриентов, а на производстве – квалифицированных рабочих // Российская газета. 2008. 22 июля.

8. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Начальное профессиональное образование. Число образовательных учреждений начального профессионального образования. URL: http://www.gks.ru [Дата посещения: 01.04.11].

9. Поколение «Чи» // Известия. 2010.18 августа.


Содержание номера № 2. 2011